Успешное ЦТ. Часть А
Видо-временные формы глагола
Определите время повествования и действия (time), затем подумайте, какая видо-временная форма глагола его выражает (tense). Это можно понять по указателям времени (обстоятельствам времени) и уже имеющимся глаголам. Как правило, в рассказе о событиях время повествования – прошлое (Past); в письме – настоящее (Present); в прямой речи – настоящее (Present). Употребляйте времена в соответствии с моментом повествования, пока не появятся другие указатели. Например, Present Perfect не употребляется в контексте прошлого, а Past Perfect – в контексте настоящего.
He began doing homework yesterday and suddenly remembered that he had left has left his book at school.
This is a very interesting book. I have read had read it.
Определите значение действия: обычное, повторяющееся, последовательное (Simple); в процессе в момент повествования (Continuous); предшествующее моменту повествования (Perfect); предшествующее моменту повествования в течение какого-то периода (Perfect Continuous). Для последовательных действий в прошлом употребляйте Past Simple, а для выражения предшествующего повествованию действия – Past Perfect.
He came home at 2o’clock. When he entered the room he saw that somebody had put put a vase with flowers on the table. (Вазу кто-то поставил до того, как он пришёл. Если употребить put, то получится последующее действие, что противоречит логике повествования.)
Обратите особое внимание на употребление времён в союзных предложениях.Союз when, повествование в прошлом: действие в процессе (Past Continuous) прерывается другим, одномоментным (Past Simple).
When he was going home he met his friend.
Союзы after, before, by the time, повествование в прошлом: одно действие (Past Perfect) предшествует другому (Past Simple).
The girl had cleaned the room before her mother came home.
Союз since: начиная с какого-то времени либо действия в прошлом (Past Simple) и до момента повествования в настоящем длится действие (Present Perfect Continuous) или имеется результат (Present Perfect).
He has been reading a book since he came home. He has read 20 pages since he started reading.
Употребляйте Future in the Past, если в прошлом говорится о будущем действии.
He decided he would will do it later.
Употребляйте Active Voice, если действие выполняется подлежащим, и Passive Voice, если действие выполняется по отношению к подлежащему.
The things will have been packed by the time you come tomorrow. (Подлежащее things не может выполнять действие pack.)
В страдательном залоге употребляются предлоги: by + исполнитель действия, with + инструмент действия.
The clouds were brought by the wind. The cake was cut with a knife.
На необходимость употребления страдательного залога может указывать отсутствие дополнения после переходного глагола.
He was told to go there. Сравните: He told me to go there.
Предлоги
Употребление предлога зависит не только от его основного значения, но и от выражения, в котором он употребляется. Не следует руководствоваться при выборе нужного предлога исключительно его переводом на русский язык. Например, после глаголов движения go, come, get, move, return мы употребляем предлог to перед названием места, в то время как в русском варианте могут быть различные предлоги: go to school – пойти в школу, come to work – прийти на работу, return to the station – вернуться на станцию.
Фразовые глаголы образуют с предлогами единое выражение, значение которого часто не совпадает со значением составляющих частей.
He takes after his mother. – Он похож на свою маму.
Обратите внимание на употребление различных предлогов после одного и того же слова в зависимости от его значения или части речи.
He took advantage of the situation.
There’s no advantage in getting up late and rushing to work.
He complained of bad headache.
He complained to the manager about the bad service.
Артикли
При выборе нужного артикля руководствуйтесь правилом о конкретном и общем смысле существительного, к которому относится артикль.
Take the children to school. (Речь идёт не о любых, а о конкретных детях в описываемой ситуации, можно употребить слово «эти».)
Children go to school at the age of seven. (Дети вообще, можно употребить слова «все, любые».)
Употребляйте правила об артиклях с различными лексическими группами слов и частями речи. Следует обратить внимание на употребление артиклей с именами собственными и географическими названиями. Внимательно изучите употребление артиклей в устойчивых выражениях, обращая особое внимание на идентичные случаи.
Выбор слова
Выбор нужного слова из ряда предложенных зависит от нескольких параметров, которые вам необходимо учитывать:
-
лексическое значение слова и его перевод на русский язык;
-
многозначность слова;
-
место слова в предложении, часть речи;
-
сочетаемость с соседними словами;
-
предлоги перед словом и после него.
Неправильно руководствоваться исключительно переводом, т.к. он не всегда отражает всю полноту значений слова. Учитывайте употребление слов в различных устойчивых словосочетаниях, так называемых “collocations”. Не забывайте о грамматических особенностях слова, т.к. они тоже могут быть частью задания. Действуйте методом исключения, отбрасывая варианты, в неправильности которых вы уверены.
Разговорные фразы
Разговорные фразы представляют собой неделимые лексические единицы, значение которых не является просто слагаемым значений отдельных слов, из которых состоит фраза. Вам необходимо усвоить, в каких ситуациях общения употребляются различные фразы. Обратите внимание на фразы, крторые легко перепутать.